Центр загрузки

Нематериальная мотивация

Развитие компетенций

Адаптация новых сотрудников

В Компании успешно применяется система адаптации новых сотрудников, состоящая из пяти последовательных этапов:

  • первичное информирование нового сотрудника о структуре Компании, действующих механизмах управления и взаимодействия, организационном статусе;
  • социально-психологическая адаптация — знакомство с коллективом, традициями Компании, информирование о смежных подразделениях, о внешних отношениях и связях;
  • профессиональная адаптация — знакомство с функциональными обязанностями и системой КПЭ;
  • четкая постановка задач на начальном этапе работы;
  • регулярный контроль удовлетворенности нового сотрудника и его непосредственного руководителя в период испытательного срока.

Обучение и развитие сотрудников

В 2015 году в систему обучения и развития сотрудников были внесены изменения.

Компания отказалась от системы «Корпоративный университет» и перешла к формированию индивидуальных планов развития. Обучение ведется во всех профессиональных областях. Всего в 2015 году обучение различного вида прошли более 65 тыс. работников. Новая система развития персонала использует две основные формы: Институт внутренних тренеров и Корпоративную систему дистанционного обучения (КСДО).

В 2015 году на базе Института внутренних тренеров 15 тыс. специалистов обучено штатными тренерами, а более 13 тыс. специалистов — силами тренеров-практиков. Обучение проводится как отдельными тренингами (например «Публичные выступления и ораторское мастерство») так и в рамках специальных программ, содержание которых определяется на уровне руководства функционального блока.

В КСДО загружено более 50 новых курсов по внедряемым бизнес-процессам и новым информационным системам, а также 16 курсов, способствующих развитию корпоративных компетенций работников.

Обучение по этим и ранее установленным курсам прошли более 50 тыс. сотрудников. Общее количество изученных в КСДО курсов в 2015 году составило более 90 тыс.

В дополнение к КСДО для всех сотрудников доступен внешний портал обучения — Eduson. На портале размещены видеолекции, симуляторы и презентации как от мировых гуру обучения (Ицхак Адизес), так и от российских предпринимателей (Олег Тиньков). Также для сотрудников доступна электронная корпоративная библиотека издательства деловой литературы «Альпина Паблишер».

Материалы библиотеки ориентированы на развитие корпоративных компетенций сотрудников и доступны на любых мобильных устройствах, что позволяет сотрудникам обучаться  любое удобное для них время.

Объем затрат на обучение, тыс. руб.
2011 2012 2013 2014 2015
Общий объем затрат на обучение персонала «Ростелекома» 216 992 246 909 352 896 347 162 353 639
Затраты на обучение одного сотрудника в год 1,3 1,5 2,3 2,4 2,6
Количество сотрудников, прошедших обучение, человек
Категория сотрудников 2014 2015
Топ-менеджеры 304 3
Руководители 8 502 16 212
Специалисты 28 584 32 835
Особые категории (обеспечивающие реализацию ключевой компетенции Компании) 9 556 16 298
Среднее количество часов, затраченных на обучение одного сотрудника
Категория сотрудников 2014 2015
Топ-менеджеры 29 27
Руководители 23 22
Специалисты 12 15
Особые категории (обеспечивающие реализацию ключевой компетенции Компании) 24 17

Оценка эффективности обучения

Для оценки эффективности обучения используется анкетирование участников образовательных программ. В 2015 году получение обратной связи проводилось через электронные опросы, размещаемые на учебном портале Корпоративной системы дистанционного обучения. Подавляющее большинство сотрудников оценивают эффективность обучения высоко и намерены использовать в своей работе полученные знания и умения.

Кадровый резерв

В 2015 году внесены изменения в принципы формирования кадрового резерва. Обновленная система отличается гибкостью подхода к определению резервируемых должностей: список соответствующих позиций определяется ежегодно в зависимости от актуальных потребностей и стратегических целей Компании. Также обновлена схема номинирования кандидатов в кадровый резерв: сотрудника может рекомендовать непосредственный руководитель или кандидат может подать заявку самостоятельно. Перед прохождением оценки сотрудникам предлагается пройти индивидуальную программу обучения для развития навыков и компетенций, соответствующих целевой должности. Отбор в кадровый резерв осуществляется по итогам оценки персонала в несколько этапов как по формальным критериям, так и по результатам оценки компетенций и эффективности деятельности.

Стажировки студентов

Компания заинтересована в привлечении талантливой молодежи. Ежегодно «Ростелеком» организует практики для студентов с перспективой последующего трудоустройства. В 2015 году стажировку прошли 1 282 студента вузов и 2 549 студентов средних специальных учебных заведений. Впоследствии было принято на работу: в штат — 78 человек, по договорам гражданско-правового характера — 166 человек.

Программа поддержки при сокращении персонала

В «Ростелекоме» действует программа аутплейсмента персонала, которая обеспечивает защиту интересов и трудовых прав сокращаемых сотрудников.

На корпоративном портале создан специальный раздел (www.portal.rt.ru/wps/myportal/Home/personal/outplacement), в котором размещены полезные контакты, обучающие материалы и презентации.

В 2015 году раздел «Аутплейсмент» посетили 20 497 пользователей. Отдел консультирования персонала рассмотрел 3 354 обращения работников. Обучение по 8 дистанционным программам прошли 766 работников.

Направления программы «Аутплейсмент»

  • Консультационная поддержка сокращаемым работникам: консультирование по гарантиям и компенсациям в связи с проводимым сокращением; интервьюирование и/или оценка в целях выявления сильных сторон и областей развития, профессиональная ориентация, консультирование по вопросам карьеры, обучение методам поиска работы, успешному прохождению интервью и составлению качественного резюме.
  • Информирование работников по вопросам трудоустройства:предоставление информации о рынке труда по вакансиям и шаблонов документов, необходимых в процессе поиска новой работы; вручение увольняемым работникам памятки с полезной информацией.
  • Организационная поддержка —организация доступа в интернет для поиска вакансий и предоставление возможности использования электронной почты и факса для рассылки резюме.
  • Психологическая помощь увольняемым работникам — возможность получения консультации профессионального психолога по телефону «Горячей линии».
  • Обучение — создание комплекса дистанционных учебных курсов.

Корпоративные награды

Компания ценит вклад сотрудников в развитие бизнеса. Передовые сотрудники регулярно награждаются корпоративными наградами.

Так, в 2015 году 5712 сотрудников получили почетные грамоты, а 3218 — благодарственные письма. Корпоративной наградой «Золотой значок» в 2015 году были награждены 19 человек. Лучшие представляются к ведомственным наградам.

В 2015 году 230 сотрудникам присвоено звание «Мастер связи», 55 работников награждены значком «Почетный радист».

Программа социальной поддержки

В дополнение к социальным гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, сотрудники могут воспользоваться программами пенсионного и медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и рядом дополнительных льгот, предусмотренных коллективным договором.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) предоставляется всем сотрудникам Компании в различном объеме, в зависимости от региональных особенностей и категории сотрудника.

Также в рамках договора ДМС возможно предоставление высокотехнологичной медицинской помощи, реабилитационно-восстановительного лечения и других видов медицинской помощи. Компания также обеспечивает полную или частичную компенсацию стоимости санаторно-курортных путевок сотрудникам и организует отдых их детей по льготной стоимости.

В 2015 году 2 808 детей воспользовались возможностями летнего отдыха, предоставленными Компанией.

С января 2015 года в Компании реализуется жилищная программа. Помощь оказана 1 089 сотрудникам в виде займов на 450 млн руб.и компенсации ипотечных процентов на 27,2 млн руб. Решение об оказании помощи принимают жилищные комиссии филиалов, в которых работают сотрудники. Помимо непосредственной финансовой поддержки, Компания сотрудничает с банками-партнерами, которые предоставляют сотрудникам Компании льготные условия кредитования, что также служит существенной поддержкой сотрудников при решении личных вопросов.

Пенсионная программа

Компания полностью выполняет свои обязательства, связанные с пенсионным обеспечением сотрудников, и регулярно осуществляет выплаты в Пенсионный фонд России. Кроме этого, для постоянных сотрудников действует система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которая предоставляет дополнительную поддержку работникам после их выхода на пенсию. В программе участвовали 26,5 тыс. человек.

Количество назначенных корпоративных пенсий за 2015 год — 2 060. Компания перечисляет в НПФ 1,4 % заработной платы своих сотрудников.

Продвижение здорового образа жизни

За 2015 год сотрудники Компании приняли участие более чем в 500 спортивных мероприятиях. На уровне регионов прошли туристические слеты, спартакиады по летним видам спорта, спортивные мероприятия при участии членов семей сотрудников.